Молодежный киноклуб «Объектив»: итоги года 2011-2012

 

Недавно закончился сезон в молодежном киноклубе «Объектив». Время подвести какие-то итоги.

 

Наш киноклуб за время его работы (октябрь 2011 – май 2012) посетили 69 человек. Самое большое количество человек – 19, самое меньшее – 2, в среднем на кинопоказы приходило 9 человек. Мы познакомились с творчеством таких известных режиссеров, как Ингмар Бергман, Анджей Вайда, Аки Каурисмяки, Энг Ли, Динара Асанова, Михаил Калатозов, Андрей Кончаловский. Мы посмотрели 16 фильмов:

 

  1. В моей смерти прошу винить Клаву К. (СССР)
  2. Грбавица (Босния и Герцеговина)
  3. Повелитель мух (Великобритания)
  4. Ключ без права передачи (СССР)
  5. Месть (Дания)
  6. Человек без прошлого (Финляндия)
  7. Тото – герой (Бельгия)
  8. Летят журавли (СССР)
  9. Вам письмо (США)
  10. Крадущийся тигр, затаившийся дракон (Тайвань)
  11. Седьмая печать (Швеция)
  12. Чучело (СССР)
  13. Дитя человеческое (Великобритания)
  14. Пепел и алмаз (Польша)
  15. Дом дураков (Россия)
  16. Полицейский Азулай (Израиль)

 

Топ-3 по количеству пришедших человек:

  1. «Седьмая печать»
  2. «Чучело»
  3. «Летят журавли»

 

Топ-3 по количеству новых людей:

  1. «Седьмая печать»
  2. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» / «Чучело»
  3. «Летят журавли»

 

Топ-3 зрительских симпатий (по результатам голосования ведущих и постоянных членов киноклуба):

  1. «В моей смерти прошу винить Клаву К.»
  2. «Летят журавли»
  3. «Повелитель мух»

 

Но самое интересное – это запомнившиеся членам киноклуба мысли и впечатления.

 

1. В моей смерти прошу винить Клаву К. (СССР)

 

Татьяна Судакова: Несмотря на уверенно-пессимистичный настрой Тани в концовке, любовь за кадром фильма одержит победу,  все расставится по своим местам промыслительно. Как дивно, что прежде я унывала вместе с Таней и робко молилась, чтоб у меня все стало на свои места, а теперь я радуюсь и уверена в Божьем промысле! Все будет как надо и мы будем счастливы!

Екатерина Кузнецова, аспирант МГУ: В  конце фильма главный герой  видит в Тане Клаву и какое-либо развитие вряд ли возможно. А вообще самым ярким впечатлением стало то, как мы обсудили наши симпатии-антипатии к героям, и оказалось, что у всех они совершенно разные.

 

2. Грбавица (Босния и Герцеговина)

 

Александр Зеленов, ведущий киноклуба: В этом фильме основная тема – это правда. Хотим ли мы по-настоящему ее знать? Часто без нее легче жить. Когда мы узнаем правду, нам трудно и больно, но именно она нас освобождает.

Оксана Куропаткина, ведущая киноклуба: Часто конфликты возникают из-за того, что родители (да и вообще взрослые) считают детей слишком маленькими для правды. А из-за их умалчивания и лжи проблема только увеличивается.

 

3. Повелитель мух (Великобритания)

 

Екатерина Кузнецова, аспирант МГУ: Повелитель мух – это парафраз Вельзевула. О природе зла: его нет, оно кажется обманом, пустышкой (нет чудовища) – и в тоже время имеет реальную разрушающую силу. Много было размышлений по поводу того, что христианизирующая интерепретация самому Голдингу претит, но при этом он (как вообще свойственно экзистенциалистам) сам оставляет пространство для такой интерпретации. Принципиальная открытость и незавершенность ситуации, которая способна разрешиться предельным отчаяньем – или надеждой.

Оксана Куропаткина, ведущая киноклуба: В фильме показано, как легко человек может утратить человеческое. Люди идут за тем, кто сильнее, любые рефлексирующие нежизнеспособны. Однако пробудившееся зло толпы сжирает и сильного лидера, а на его место ставит того, кто не только силен, но и туп.

 

4. Ключ без права передачи (СССР)

 

Елизавета Богданова, ведущая киноклуба: Всегда нужно быть честным. Даже со своими детьми. Подростки тянутся к тому, кто их понимает и любит.

Александр Зеленов, ведущий киноклуба: Учительница понимает и любит подростков, но к теми, кто старше ее, отношения не складываются: она  относится к коллегам высокомерно. Вот такой парадокс.

 

5. Месть (Дания)

 

Екатерина Макарова: Нельзя жить местью, злом. Это губит, съедает, выгрызает всё хорошее, что есть внутри. Жизнь одна. И если есть возможность дарить радость, любовь, тепло, то надо использовать этот шанс

Карина Васильева: Фильм «Месть» – из тех, что производят впечатление, мне кажется, на большинство людей. Анализу хочется подвергнуть трех героев: 1. Антона (врача в африканском лагере для беженцев)  2. Элиаса – его сына и 3. Кристиана – друга Элиаса.
Антон показан как исключительно положительный герой, который настолько «свят», что до последнего не делает никаких ответных агрессивных действий в сторону жесткого маньяка-мафиози. Хотя, казалось бы, что гнев в этом случае более чем оправдан. Антон лечит бедных жителей Африки, выматываясь на износ. Отношения с сыном у него есть, но в фильме есть такой момент, когда Антон физически не в состоянии уделить сыну внимание в важный для него период жизни. Я понимаю, что кому-то надо спасать планету, и такие самоотверженные врачи, как Антон – на вес золота. Но мне грустно оттого, что если с сыном у Антона какой-никакой контакт есть (и он оказывает влияние на своего сына), то с женой совсем все напряженно. Жизни тысяч людей, конечно, важны... но, думаю, проблема некоторых бескорыстных «служителей» в том, что они забывают о самом главном в суете своих дел – о своих близких. И самые родные остаются без внимания, в том время как «чужие» люди его получают. И сам Антон от этого несчастен.
Элиас, сын своего почти образцового отца, мальчик добрый. Несмотря на то, что он регулярно подвергается унижению со стороны школьников, он не держит зла и НЕ придумывает коварных планов возмездия. Хороший, добрый парень, но чем-то меня лично он раздражал на протяжении всего фильма. Мне все время хотелось, чтобы он хоть как-то проявил себя и показал зубы.
Его друг Кристиан, несмотря на свой юный возраст, весьма принципиален. У него есть четкая картина в голове. Он требователен к другим и себя не делает исключением. Он не по годам взрослый и мужественный. Такое ощущение, что его мало что пугает и в нем есть тот стержень, опираясь на который можно уже разруливать непростые ситуации. Я даже не совсем увидела, осталось ли в характере Кристиана что-то от ребенка. Правда, вся его «четкая система» заводит в тупик, если бы не доверительные отношения между Элиасом и его отцом, благодаря которым его удается спасти.

 

6. Человек без прошлого (Финляндия)

 

Екатерина Макарова: У каждого человека может быть второй шанс. И если Бог его дает, надо использовать на все 100%. Прошлое может быть разным. У кого-то мрачное, у кого-то спокойное, у кого-то такое, что и нечего вспомнить. И если дан второй шанс, не надо искать прошлое. Надо жить здесь и сейчас. Жить полной жизнью.

Оксана Куропаткина, ведущая киноклуба: Благодаря безымянному герою преображается жизнь окружающих его людей – и все из-за того, что он потерял память. Сломалась прежняя жизнь – и человек раскрыл весь свой потенциал и из безликого обывателя стал импульсом для изменений.

 

7. Тото – герой (Бельгия)

 

Елизавета Богданова, ведущая киноклуба: Важно быть на своем месте и жить своей жизнью, не покушаясь на чужое.

Оксана Куропаткина, ведущая киноклуба: Нормальному человеку свойственно быть неудовлетворенным до конца своей жизнью и куда-то двигаться. Во многих случаях – и обвинять в своем непродвижении других людей. Брат главного героя – умственно отсталый, и он принимает жизнь такой, какая она есть. Жизнь главного героя с его вечной неудовлетворенностью – это развеянный в конце пепел. Жить так, как умственно отсталый, нормальный человек не может. Такова трагическая коллизия жизни.

 

8. Летят журавли (СССР)

 

Екатерина Макарова: Война показывает настоящее лицо людей. Она может дать второй шанс, а может забрать всё: семью, честь, совесть, жизнь. На войне проверяется и дружба, и любовь. Главное выдержать это тяжкое испытание, пройти его с честью, жить не только ради себя, но и не забывать о других. Помнить тех, кого уже нет, уважать то, что живо.

Карина Васильева:  «Летят журавли», на мой взгляд, фильм исключительно трагичный, и только так. И никакой позитивной ноты или надежды в конце я не смогла прочувствовать.
Хоть главная героиня и начала улыбаться и дарить цветы прохожим – но, на мой взгляд, просто чтобы не умереть от тоски по Борису. Его нет и никогда больше не будет. Его нет и никогда больше не будет.
Очень тяжело было оттого, что на протяжении всего фильма надеешься, что он жив. Надеешься вместе с Вероникой. И потом оказывается, что это было зря. И мне кажется никакие «летящие журавли» не способны утешить и вдохнуть в тебя новую жизнь.
Мне понравилась чья-то мысль: «А уважала бы Вероника Бориса, останься он с ней?»
И выбора здесь не было. Война.
Веронику мне очень жаль на протяжении всего фильма:
И любимый на войну ушел, и как выяснится впоследствии, не вернется.
И родители погибли. И замуж пришлось выйти за человека низкого.
И только маленький мальчик Борис, которого она спасает, как-то удерживает ее на земле.
И люди её не понимают, считая, что иметь при себе живого мужа во время военных действий большое благо. И плакать в её случае просто, как говорится, «с жиру».
Больше ничего хорошего я в ее жизни не вижу.
А что дальше?
Как и с кем она будет жить дальше после того как вернется домой с вокзальной площади, где встречали вернувшихся? Что сможет ее радовать?
Наверно, только лишь окончание войны, которая и разрушила ее жизнь.

 

9. Вам письмо (США)

 

Екатерина Макарова: Никогда не знаешь, где найдешь любовь. Она может быть где-то рядом, а может быть и на другом конце света. Главное – верить сердцу, себе и не тратить жизнь на что-то незначительное...

Александр Зеленов, ведущий киноклуба: Люди, живущие рядом, оказываются намного более далекими друг другу, чем те, кто переписывается по Интернету. Интересно, сохранят ли герои взаимопонимание, прожив вместе хотя бы пять лет…

 

10. Крадущийся тигр, затаившийся дракон (Тайвань)

 

Оксана Куропаткина, ведущая киноклуба: В фильме важна тема отношений учителя и ученика, да вообще взрослых и детей. Взрослые герои готовы быть снисходительными и прощать, а люди незрелые, напротив, резки, категоричны и мстительны.

Гаяне Хачатрян, магистр культурологии РГГУ: Я все-таки настаиваю, что в конце было самоубийство. Т.к. 1) Девушка гордая, а ее гордость была задета, ее унизили как могли: отобрали меч у нее, возлюбленная учителя приставила меч к горлу, еще и отпустила и дала какие-то советы... Девушка чувствовала себя виноватой в смерти учителя, опоздала… 2) Желание друга было более чем выполнимо земными способами, для этого не надо было прыгать в пропасть.

 

11. Седьмая печать (Швеция)

 

Андрей Рябенко, журналист: В данном фильме повествуется о рыцаре Антониусе, который возвращается со своим оруженосцем с крестового похода в родную страну, где в это время свирепствует чума. Рыцарь томится сомнениями в существовании Бога, задается вопросами о смысле жизни, играет в смертельную партию в шахматы с самой Смертью. С помощью этой партии он хочет отсрочить смерть, чтобы таки найти смысл жизни и обратиться к Богу. К роковой шахматной партии, рыцарь со Смертью возвращаются на протяжении фильма.
Оруженосец, в свою очередь – циничен, он подобными вопросами не мучается, он смирился с отсутствием Бога, не верит в высшие идеалы, тем не менее, демонстрирует вполне положительные человеческие качества, которые приносят определенную пользу.
Пожалуй, самые светлые персонажи фильма – это семья странствующих артистов, которые направляются в столицу на праздник. Главе семьи – Юфу, приходят видения в виде Девы Марии. Это счастливая и благословенная семья, именно благодаря непринужденному общению с ними, рыцарь Антониус-таки обретает некий смысл. Во время заключительной части роковой шахматной партии он опрокидывает фигуры только лишь для того, чтобы эта семья спаслась.
Смерть-таки достигает рыцаря и других его спутников. Их восхождение на гору смерти видит лишь Юф.

Екатерина Кузнецова, аспирант МГУ: Своеобразие структуры фильма, множество смысловых лакун (я очень поверхностно разбираюсь в рецептивной эстетике, но тут, кажется она была бы уместна как метод). В результате странный эффект: фильм словно бы настойчиво «требует» смысла, провоцирует читателя на привнесение его извне, и одновременно столь же настойчиво «отвергает" любой привнесенный смысл. Кажется, похожая картина – у главного героя с его поисками. Словно бы ищет все время не там. Проблема того, КОГО спрашивать о смысле.

Гаяне Хачатрян, магистр культурологии РГГУ: Фильм ставит вопросы, на которые не дает однозначные ответы. Начинается с прихода Смерти к рыцарю, рыцарь для чего-то хочет оттянуть свою смерть и предлагает шахматную партию. Сама ситуация абсурдна, нельзя переиграть смерть, кроме того, рыцарь не знает для чего ему жизнь. Он только что вернулся с крестового похода и не приобрел там смысла, он боролся за Бога, но не уверен в Его существовании. Бог молчит. Зачем он пытается продлить свою жизнь? В принципе, каждый человек поступает также, человек не хочет умирать, даже если он не хочет жить и не видит смысла в жизни (Рыцарь говорит, что хочет умереть, но прежде хочет получить знания, но Смерть его «разоблачает» и говорит, что ему просто нужны гарантии). Он говорит, что чувствует безразличие к людям, хочет верить, но не может, не может верить даже себе. Он мучается, потому что Бог не выходит из его сердца и не дает ответа. Бог для него «реальность, но фальшивая» (цитата из монолога). Семья, которая появляется в начале напоминает святое семейство, но поскольку это семья актеров, пафос снижается. Муж – фантазер, ему постоянно видится Богородица, и не понятно, это действительно видение или его фантазии. Возможно это тоже «реальность, но фальшивая». Можно подумать, что они в центре фильма, но ответ не дается. Появляется странный сюжет с «ведьмой», которую сжигают для того, чтобы спасти деревню. Ведьма также отсылает к Христу, но опять же пафос снижается. Она невинный ребенок, который страдает ради спасения города, но мы знаем, что своей смертью она не спасет город, не из-за нее чума распространилась. Оруженосец видя ее смерть говорит, что она сейчас увидит пустоту. В фильме постоянно появляется тема пустоты. Невозможности ответа.

 

12. Чучело (СССР)

 

Екатерина Макарова: Неважно, каким видят тебя люди, главное – как ты ощущаешь себя сам. В любых ситуациях надо оставаться верным себе. Мнений столько же сколько и людей. Если всех слушать, можно потерять себя, предать себя и близких.

Александр Зеленов, ведущий киноклуба: Удивительно, что маленькая, ничем не приметная девочка решается идти против всех…

 

13. Дитя человеческое (Великобритания)

 

Елизавета Богданова, ведущая киноклуба: В новом мире жизнь потеряла всякий смысл, и поэтому больше не рождаются дети. В мире будущего не нужны ни дети, ни женщины.

Александр Зеленов, ведущий киноклуба: Главный герой противостоит системе без насилия. Поэтому именно он может помочь родиться новой жизни.

 

14. Пепел и алмаз (Польша)

 

Гаяне Хачатрян, магистр культурологии РГГУ: Формально сюжет строится на борьбе между бойцами Сопротивления и коммунистами, но идеологический конфликт никак не представлен, нет деления на «плохих» и «хороших», показана гражданская война в ее бессмысленности. Главный герой Мачек разочаровывается в правильности своих действий, видит бессмысленность борьбы, он не хочет убивать людей, хочет стать обычным человеком. Щука, его противник, также представлен очень человечным. Любовная линия на первый взгляд кажется главной, но скорее всего, между героями нет никакой любви, есть просто поиск чего-то вечного. Мачек заигрывает с каждой встречной девушкой, бессознательно пытаясь найти «настоящее», и вот ему встречается похожая на него девушка, которая также хочет найти что-то ценное в жизни, и у них создается иллюзия настоящей любви. Эта любовь становится формальной причиной для желания изменить свою жизнь (на самом деле он давно хотел все изменить, но не мог сделать это на ровном месте, нужно было какое-то событие). Но когда Мачек уже решается на изменение и говорит об этом своему другу и сподвижнику, он осознает, что не может ничего изменить. Если он уйдет из организации, в которой служит, он будет предателем. Даже если он уже не верит в идеалы своей группы, он имеет права ее предавать. Поэтому он идет на свое последнее задание и убивает Щуку. Он «ритуально» омывается в номере, после его ранят, он оказывается на свалке «в пепле». Стихотворение, сточка из которого стала названием фильма, говорит о том, что их пепла, возможно, появится алмаз. В этом смысле герой похож на Польшу, которая также находится в «пепле», но есть шанс, что «из пепла блеснет алмаз».
Религиозные мотивы в фильме присутствуют, в начале фильма Мачек убивает человека перед входом в церковь, разговор между Кристиной и Мачеком происходит в полуразрушенной церкви, перевернутое распятие на переднем плане, Мачек чинит туфлю Кристины у алтаря. Все это создает впечатление поругания Бога.

Марина Трапинина:  Каждый из нас занят своим делом, мы живём, суетимся, и не замечаем, как пролетает наша жизнь, вовсе не обязательно долгая.
Мы ежедневно делаем свой маленький или большой выбор – добро или зло, жизнь или смерть, а может, как у автора фильма, пепел или алмаз, и не сознаем, что именно от них, а не от этой суеты зависит итог всего нашего существования.

Герой фильма Мачек встречает любовь всей своей жизни, причём именно в тот момент, когда ему совсем не до сердечных дел. Он должен выследить и убить человека, а не идти на свидание, которое может стать для него последним. Молодой человек наслаждается жизнью, любимой женщиной и одновременно строит планы относительно жертвы.
Фильм снят настолько естественно и искренне, что в какой-то момент кажется, что герой выберет радость любви вместо убийства мирного человека. Война в Польше уже давно кончилась, но по непонятной причине людей продолжают убивать, причём не в честном бою, а исподтишка, выстрелом в спину.
То ли вирус войны успел заразить освобожденную страну, то ли человеческая жизнь перестала казаться чем-то ценным.
Но насилие рождает насилие, зло неизбежно порождает зло, а оно, как и добро, обладает свойством возвращаться к своему отправителю. Ведь человек, созданный совершенным Богом, но соблазнённый падшим ангелом, наделён свободой воли. Поэтому каждый сам для себя решает, быть ли ему драгоценным алмазом или прахом и пеплом. И выбор Мачека определяет его судьбу и финал фильма. И то, что кажется алмазом, на деле может не быть им.

 

15. Дом дураков (Россия)

 

Марина Мироненко: Первое, что пришло в голову, когда прочла название, была ассоциация с книгой Саши Соколова «Школа для дураков». В. В. Набоков назвал эту книгу «обаятельной, трагической и трогательной». То же самое я могу сказать о фильме.

Марина Трапинина:  В этом фильме мир как бы делится на две части: общество нормальных людей и сообщество тех, кого принято считать умственно больными.
Талант режиссёра проявляется в том, что ему удаётся показать зрителям, насколько условна эта тонкая грань. И насколько выше чудаковатые, милые, в основном, добрые и совестливые, но помешанные и умственно отсталые люди. Устами одного из сумасшедших героев порой говорит сам Бог (эпизод с яблоком). Иногда кажется, что перед нами не больные люди, а просто большие дети, не сумевшие вписаться в наш сложный, противоречивый и жестокий мир. Они ругаются в очереди в туалет, ссорятся, дерутся, качают права, важничают, иногда ведут себя, как комедийные персонажи фильмов Феллини. И даже доктор порой пританцовывает, как Марчелло Мастрояни. Героиня по имени Жанна, мечтающая о женитьбе на утончённом и романтичном певце Брайане Адамсе, встречает повстанца Ахмеда, который при друзьях в шутку обещает девушке жениться на ней. К ним, вопреки всякому здравому смыслу, приходит необъяснимое высокое чувство. Её искренность трогает повстанца. И пусть наш прекрасный принц неотесан, малость облысел и уже не молод – Жанна не питает иллюзий на счёт того, каков он, – но героиня верит ему, как верили миллионы девушек до неё мужчинам. Она готова бросить свою привычную размеренную жизнь и идти за ним на войну, как прежде шли, не задумываясь, жёны декабристов. Друзья-больные собирают ей наряд для свадьбы – кто шляпу, кто белое платье для невесты, кто туфли. Но снова начинается бой, Ахмед оставляет «невесту», возвращается в свой мир вечных войн, в котором нет места любви и жалости. Девушка проклинает его, и желает ему смерти, не может простить обман и расставание.
Мы видим вторжение мира «нормальных» людей в жизнь сумасшедшего дома как бы глазами больных – рвущиеся снаряды, рушащиеся здания, падающие окровавленные тела, бессмысленная братоубийственная война. Сегодня против тебя воюет тот, кто вчера выводил тебя с боевыми товарищами из окружения. А из-за выстрела одного обкуренного солдата может начаться новое сражение. Наш командир, от которого зависят жизни десятков солдат, умоляет доктора психбольницы дать ему наркотический препарат, потому что жестокость действительности сводит его с ума. Абсурдность существования нормальных людей и неизменный порядок больницы подчеркивает условность грани. И даже сумасшедшие в подвале молятся вместе, хоть каждый и делает это по-своему и обращается к своему Богу.
Режиссёр как бы ставит перед нами вопрос: что значит быть Человеком и что такое нормальность, и как можно любить и прощать в таком сумасшедшем и жестоком мире. Но если ты ещё жив среди залпов орудий, значит, кто-то молится за тебя.

 

16. Полицейский Азулай (Израиль)

 

Марина Мироненко:  Это, на мой взгляд, «Инспектор-разиня» на религиозный лад, плюс некоторые мотивы «Ушпизина». В фильме ясно показано, как важно уметь разговаривать с человеком на понятном ему языке.

Оксана Куропаткина, ведущая киноклуба: Главный герой похож на русского Иванушку-дурачка. Все считают его неудачником и растяпой. Однако в нужный момент он оказывается не так прост: умиротворяет агрессивных ортодоксов, единственный во всем отделении знает французский язык…

 

В общем, мы хорошо и интересно провели этот  год. Ждем вас в сентябре на открытие нового киноклубного сезона!

 

Оксана Куропаткина